U make my sun shine
Закончила статью под названием "Вербисты" (даже выяснили вместе с группой транскрипции, как писать тот самый городок на границе с Германией, в котором всё и началось - Стейл или всё-таки Штайль), написала все неотложные письма. Жду встречи с высшим начальством. Тут-то самое время написать о том, о чём просили - т.е. что подразумевается под "игрой в святость".
Только сформулировать это оказалось безумно сложно. Отрывки мыслей - чаще чужих, реже своих - никак не складываются в более-менее вменяемую картину.
Тогда так....
Что такое игра? Попытка побыть тем, чем на самом деле не являешься. Маленькая девочка красит губы маминой помадой, влезает в мамины же туфли на каблуках и смотрится в зеркало. Маленький мальчик трясёт перед зеркалом невидимой гитарой, представляя себя в роли рок-звезды. Из серии "как я буду выглядеть, если я...."
Что такое святость? Внутренняя тихость - т.е. неподвластность бурям эмоций внешнего. Упование только понятно-на-Кого. А вот дальше возможны варианты, поскольку были святые всепринимающие, были - обличающие (вспомним юродивых). Были - отвергшие мир, искавшие свою Любовь в пустыне, были - служившие несчастным в сердце этого мира, были - простые и неучёные, были - богословы, философы, писатели, антропологи... Т.е. получается, что главное - упование на Бога, а дальше - всё очень разно.
Всё это думается по мере поступления....
Соединяем. Получается, игра в святость - это попытка выглядеть уповающим на Бога. Не обязательно в глазах других - возможно, в своих собственных, это даже опаснее.
Т.е. ключевое слово здесь - выглядеть. Не "быть". Потому что "быть" выковывается всей жизнью и подтверждается смертью. "Быть" реализовывается в постоянных вопросах к себе: не фальшивлю ли? Не скрываю ли что-то - в первую очередь от себя?
Верность этого пути подтверждается очень просто: пророками и Трауберговским "никого не обижай и туфельки ставь ровно". Постоянные вопросы: раздражаюсь ли я. Требую ли постоянного внимания и любви к себе. Сужу ли людей по тому, как они относятся ко мне, любимому. Это очень реальные, осязаемые критерии и вопросы, которые направлены к нам. Не к другим.
Ещё один критерий: истинное упование сердца не крикливо. Оно таится, потому что знает, как и истинная любовь, какое оно чудо и как его просто разрушить. Бог не в грозе, не в урагане, Он - в "веянии тихого ветра".
Это путь. Сравнение себя с другими только отвлекает от него: "Что тебе до него? Ты следуй за Мной" (в одной любимой мною монашеской общине "дух сравнения" является препятствием для вступления).
Аслан - не ручной Лев. Его нельзя посадить на привязь. С Ним невозможно заигрывать, хотя можно играть. Порой Он страшен, всегда - непредсказуем. Как только мы говорим: "Он у меня есть", мы теряем Его. Но только такой Он может нам помочь в действительно невыносимых ситуациях, не игровых, а реальных.
Прошу прощения за занудство. У о. Яна Твардовского всё равно лучше и понятнее (цитирую по памяти):
Очередь в небо.
Не всё сразу.
Сперва казаться святым,
Но не быть им.
Потом -
ни быть, ни казаться.
И только в самом конце
Стать святым,
Не подав и вида.
И только тогда
Ты будешь похож на святого.
Только сформулировать это оказалось безумно сложно. Отрывки мыслей - чаще чужих, реже своих - никак не складываются в более-менее вменяемую картину.
Тогда так....
Что такое игра? Попытка побыть тем, чем на самом деле не являешься. Маленькая девочка красит губы маминой помадой, влезает в мамины же туфли на каблуках и смотрится в зеркало. Маленький мальчик трясёт перед зеркалом невидимой гитарой, представляя себя в роли рок-звезды. Из серии "как я буду выглядеть, если я...."
Что такое святость? Внутренняя тихость - т.е. неподвластность бурям эмоций внешнего. Упование только понятно-на-Кого. А вот дальше возможны варианты, поскольку были святые всепринимающие, были - обличающие (вспомним юродивых). Были - отвергшие мир, искавшие свою Любовь в пустыне, были - служившие несчастным в сердце этого мира, были - простые и неучёные, были - богословы, философы, писатели, антропологи... Т.е. получается, что главное - упование на Бога, а дальше - всё очень разно.
Всё это думается по мере поступления....
Соединяем. Получается, игра в святость - это попытка выглядеть уповающим на Бога. Не обязательно в глазах других - возможно, в своих собственных, это даже опаснее.
Т.е. ключевое слово здесь - выглядеть. Не "быть". Потому что "быть" выковывается всей жизнью и подтверждается смертью. "Быть" реализовывается в постоянных вопросах к себе: не фальшивлю ли? Не скрываю ли что-то - в первую очередь от себя?
Верность этого пути подтверждается очень просто: пророками и Трауберговским "никого не обижай и туфельки ставь ровно". Постоянные вопросы: раздражаюсь ли я. Требую ли постоянного внимания и любви к себе. Сужу ли людей по тому, как они относятся ко мне, любимому. Это очень реальные, осязаемые критерии и вопросы, которые направлены к нам. Не к другим.
Ещё один критерий: истинное упование сердца не крикливо. Оно таится, потому что знает, как и истинная любовь, какое оно чудо и как его просто разрушить. Бог не в грозе, не в урагане, Он - в "веянии тихого ветра".
Это путь. Сравнение себя с другими только отвлекает от него: "Что тебе до него? Ты следуй за Мной" (в одной любимой мною монашеской общине "дух сравнения" является препятствием для вступления).
Аслан - не ручной Лев. Его нельзя посадить на привязь. С Ним невозможно заигрывать, хотя можно играть. Порой Он страшен, всегда - непредсказуем. Как только мы говорим: "Он у меня есть", мы теряем Его. Но только такой Он может нам помочь в действительно невыносимых ситуациях, не игровых, а реальных.
Прошу прощения за занудство. У о. Яна Твардовского всё равно лучше и понятнее (цитирую по памяти):
Очередь в небо.
Не всё сразу.
Сперва казаться святым,
Но не быть им.
Потом -
ни быть, ни казаться.
И только в самом конце
Стать святым,
Не подав и вида.
И только тогда
Ты будешь похож на святого.
Да, раздражаюсь.
Да, требую.
И много чего еще.
Я плохая, я знаю. И Его я сейчас тоже не вижу, только знаю, что Он есть.
А вообще-то об этом лучше не со мной, а с Б. перед крестом и Евангелием.
Я не священник.
Опять же, я знаю, что ты не священник (и не владыка)), но сказано "признаваться в своих прегрешениях друг перед другом". Я вполне отдаю себе отчет в своих словах, пожалуйста, не беспокойся. :)
В любом случае - это точно не про нас с тобой.
Но католичек, кстати, нет, только протестанток. Так у них и служение другое, скорее - как у психологов.